Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Советы инструктора по физкультуре

Главная » Советы специалистов » Советы инструктора по физкультуре

ЧТОБЫ НОГИ НЕ БОЛЕЛИ

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы.

В результате приобретенного плоскостопия опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей. Мышцы - супинаторы, играющие наиболее важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.

Все это приводит к повышению утомляемости при ходьбе, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня, снижению физической работоспособности. Одним из проявления плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы. Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

- обувь ребенка должна соответствовать размеру ноги, иметь твердую подошву и небольшой каблук;

-для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

- выполнять ОРУ, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно-специальные упражнения (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику, по неровной почве);

-  при наличии плоскостопия хороший эффект дают лечебная гимнастика и массаж.

Усиливая кровообращение, эти методы повышают силу и эластичность мышц, способствуют укреплению связок, поддерживающих свод стопы в правильном физиологическом положении, снимают усталость и боль в нижних конечностях.

Лечение:

1) Ортопедический режим:

-  обувь должна быть полужесткой с невысоким каблуком;

-  обувь не должна быть узкой и сдавливающей, рекомендуется менять обувь в течение дня;

-  запрещается носить резиновую обувь, валенки, чешки, мягкие домашние тапочки - они не держат свод стопы;

-  использовать сделанные на заказ стельки - супинаторы;

2) расслабляющий массаж голени (наружная группа), поглаживание, легкое растирание, непрерывная вибрация. Массаж обязательно сочетают с лечебной гимнастикой.

Лечебную физкультуру назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной сферы, увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей повышение физической работоспособности. Ведущее место занимают специальные задачи лечебной физкультуры: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы; устранение пронированного положения пятки и супинационной контрактуры, формирование навыка правильной осанки.

Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используют упражнения в специальных видах ходьбы на носках, пятках, с параллельной установкой стоп. Исправлению положения пятки способствуют специальные пособия, применяемые во время занятий лечебной физкультурой, такие, как ребристые доски, скошенные поверхности и т.д. Все специальные упражнения включаются в содержание занятий вместе с ОРУ с возрастной дозировкой.

Данный комплекс упражнений направлен как на профилактику так и на коррекцию уже имеющегося плоскостопия. Если ребенок будет заниматься хотя бы три раза в неделю, результат обязательно появится, мышцы и связки стоп и голени укрепятся.

Делать эти упражнения нужно босиком или в тонких носках.обязательно выполнять подряд весь комплекс, можно делать упражнения с перерывами, в течение дня.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Исходное положение - стояг руками держимся за любую ошш (стенка, край стола и так далее). Медленно приподнимаемся на нШ сочки, считаем до трех и опускаемся на пятки, возвращаясь в иозщное положение. Это упражнение тренирует икроножные мышцы.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Для выполнения этогоупражнения нужен мячик - теннисный или небольшой резиновый. Поджав пальцы ног, зажимаем мячик ступнямии медленно передвигаемся. Таким образом мы тренируем внешний, и внутренний своды стопы.

УПРАЖНЕНИЕ 3

 Исходное положение - сидя на полу, упор сзади, ноги согнуты в ко­ленях. Зажимаем подошвами небольшой мячик и подбрасываем его в воздух. Если ребенку трудно выполнять это упражнение, он может просто приподнимать и опускать ноги с зажатым мячиком.

УПРАЖНЕНИЕ 4


 Исходное положение - сидя на полу, упор сзади, ноги согнуты в коленях. Под пальцами ноги лежит носок (или платок, или любая другая полоска тонкой ткани). Пытаемся пальцами ноги скатать весь носок, убрать его под ступню. Делаем упражнение 3-4 раза каждой ногой.

Значение плавания в сохранении и укреплении здоровья дошкольников

Плавание - это маленькая жизнь... и даже больше. 

     Плавание как возможность передвижения в воде человек использует с давних времен. Благоприятное воздействие плавания на организм человека было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях, так как плавание является одним из богатейших источников здоровья детей. Чем раньше приучить ребенка к воде и научить его плавать, тем полнее будет положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Основная цель занятий  в бассейне – обучение плаванию; закаливание и укрепление детского организма; формирование у каждого ребенка осознанного отношения к  занятиям физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.)

     В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:

- обучить навыку плавания;

- формировать бережное отношение к своему здоровью и навыки личной гигиены;

- формировать навык безопасного поведения на воде.

- развивать физические качества;

     Плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений. Движения в воде ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног и туловища. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

     У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, что благоприятно отражается на развитии органов дыхания дошкольников.

     При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Таким образом, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей и тазового пояса. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

     Свойства воды оказывают на здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое и механическое воздействие. Механическое воздействие воды можно отметить в следующем: при передвижении ребёнка по поверхности воды он получает легкий, приятный и полезный массаж, что благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела, а также облегчает периферическое кровообращение, т.е. деятельность сердца. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевание дыхательных путей.

     Здоровый ребенок, как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.

Решаем вместе
Не можете записать ребенка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете как улучшить питание и занятия?
(831) 466-92-60
603137 Нижегородская обл., г.Нижний Новгород,
ул.Маршала Жукова, 7
Интернет-приемная