Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Советы психолога

Главная » Советы специалистов » Советы психолога

Информация от педагога-психолога

Направления работы педагога-психолога с детьми с общим недоразвитием речи (группы компенсирующей направленности)

Игры и упражнения для психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи

Основное методические и методологические обеспечение коррекционных занятий с детьми ОНР

Речевое развитие детей

Доброта с детства


Зависимость от гаджетов

 Сегодня сложно представить ребенка без мобильного телефона, планшета или компьютера. С одной стороны, они дают возможность получать массу полезной информации, учиться новому. Обратная сторона медали — болезненная гаджет-зависимость.

В современном мире большая часть дошкольников уже обладают основными навыками общения с различными электронными гаджетами. Необходимо подчеркнуть, что это общение чаще всего начинается с развлекательных игр, которые завлекают малышей, и они все чаще стремятся к экрану электронного «друга», нежели к общению и совместным играм с родителями и сверстниками. В последнее время сюжетно-ролевая игра, являющаяся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, стала активно вытесняться из жизни дошкольников благодаря широкому увлечению их играми в гаджеты, которые имеют принципиально иное содержание, форму и, соответственно, иной развивающий потенциал.

Гаджет-зависимость – явление весьма многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубная привычка может весьма быстро перерастать в болезненное состояние психики. При этом многими родителями недооценивается опасность чрезмерного увлечения ребенка гаджетами.

Чем опасна гаджет-зависимость для ребенка и есть ли возможность с ней справиться - предлагаем вам посмотреть презентацию на тему зависимости от гаджетов детей-дошкольников.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

  • Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!

Вы не должны говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что они гораздо старше. Вы должны заработать их уважение. Просто прислушивайтесь к ним. Дайте детям возможность говорить о своих желаниях. Главное что от вас требуется,- это слушать своих детей. Дети достаточно открыты и сами расскажут о себе. Если вы не честны с детьми ,они поведут себя так же по отношению к вам и уважать вас не будут.

  • Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это ни касалось!

Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора.

  • Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

Вместо запрета лучше скажите своему ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получиться? Давай проиграем ситуацию. Как ты полагаешь, что случится, если ты поступишь так?» Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?» И он поведает вам о своих действиях. Вы должны вести себя именно так, в противном случае он устраниться от общения.

  • Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.

Но помните, что такое объяснение как: «Потому что я так сказал», дети не уважают. Дети не захотят больше с вами общаться.

  • Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.

Старайтесь принимать участие в событиях вместе с детьми, не пытаясь отговориться: «Я занят». Если вы скажете: «Я занят и не приставай сейчас ко мне», - ребенок поймет, что вам просто нечего сказать ему. Если вы думаете о чем-то другом, то скажите: «Мне надо отключиться на некоторое время». Ребенок ответит вам: «Ладно, я пока поиграю».

  • Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания.

Избегайте порицания и криков по отношению к детям. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивы к вашим словам – и удивят вас.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, - со всеми его достоинствами и недостатками.
  3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
  5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умным, удачливым.
  7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  10.  Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  11.  Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

Чаще всего это мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам.

«Памятка родителям от ребенка» - это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, кода я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу чтобы вы пожалели о том что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Рекомендации для родителей

по воспитанию детей с синдромом

дефицита внимания с гиперактивностью

  1.  В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
  2.  Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3.  Говорите спокойно, сдержанно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка.)
  4.  Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5.  Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6.  Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7.  Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8.  Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  9.  Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10.  Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно риводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11.  Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис).
  12.  Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Обратите внимание: аутизм

Расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

РАС характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов. Расстройство имеет место в течение периода развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут полностью не проявляться до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности. Дефициты достаточно серьёзны, чтобы вызывать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования и, как правило, носят всеобъемлющий характер и наблюдаются во всех сферах функционирования индивида, хотя могут варьироваться в зависимости от социального, образовательного или другого контекста. Люди в спектре демонстрируют полный диапазон интеллектуального функционирования и языковых способностей.

Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области: https://government-nnov.ru/?id=241544.

План мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области: https://government-nnov.ru/?id=245247

Региональный ресурсный центр

по организации сопровождения детей с РАС

На базе ГБУ ДО «ЦППМСП» организована работа Регионального Ресурсного Центра по организации сопровождения детей с РАС (далее – РРЦ) для оказания консультативной помощи семьям людей с РАС по следующим направлениям.

– предоставление дополнительного образования детям с РАС;

– предоставление занятий по индивидуальным коррекционным программам (учитель-логопед, учитель-дефектолог).

– консультирование семей с детьми с РАС;

– консультирование и методическое сопровождение специалистов сферы образования, работающих с детьми с РАС.

Задать вопрос по работе РРЦ можно на электронный адрес recurscenter@yandex.ru.

Ресурсный центр находится в сетевом взаимодействии с ФРЦ https://autism-frc.ru/.


Учим запоминать стихи

Как развить память ребенка? Психологи предлагают родителям и воспитателям использовать несколько небольших хитростей.

Методика развития памяти

Для развития памяти малыша приучают с самого рождения к ритмичной информации. С помощью скороговорок, загадок, стишков происходит естественное развитие памяти ребенка.

Под ритм стихотворения ребенок может делать движения руками, шаги, покачиваться туловищем, хлопать в ладоши.

Заучивать стихи можно вместе с мячиком. Строчку произносит взрослый, потом мяч передается ребенку, он произносит следующую строчку стихотворения. При таком заучивании, помимо памяти формируется и внимание.

Ребенок может нарисовать разучиваемое стихотворение с помощью одной картинки, целой серии зарисовок. Из них можно сделать книжку, использовать ее при декларировании выученного стихотворения.

Для упрощения процесса запоминания, в быту можно пользоваться рифмованными словами. Например, кашка для Сашки, мыло для Милы, конфеты для Светы. Придумать рифмы несложно, можно превратить это занятие в забавную игру.

Важно осознавать, что при целенаправленном воздействии на память можно рассчитывать на сохранение лишь незначительного количества информации, поскольку процесс основывается на нейрофизиологической природе. Помимо упражнений, которые направлены на формирование и развитие памяти, важно применять методы и приемы, которые упрощают запоминание.

Алгоритм действий

Для того чтобы развить память у дошкольника, необходимо действовать по определенному алгоритму:

  • ребенка нужно успокоить, «притупить» его бдительность. Малыша просят просто повторять те слова, которые произносит взрослый человек.

Внимание! Ребенок повторяет не больше одной строчки стихотворения. В противном случае у ребенка возникнет состояние информационного стресса.

  • далее нужно выяснить, какие слова либо фразы в стихотворении ребенку непонятны.

Выяснить данный момент довольно легко, ведь непонятные слова и выражения ребенок либо не будет произносить, либо в них им будут допускаться ошибки и оговорки. Воспитатель либо родители должны пояснить малышу значение непонятных фраз и выражений, привести примеры, когда эти слова будут уместны.

  • после того как все непонятные фразы и слова будут объяснены, переходит к повторению этой строчки. Количество повторов зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
  • после того как первая строчка будет произноситься без запинок и ошибок, приступаем к заучиванию второй.
  • далее соединяются между собой первая и вторая строчки, отрабатываем их вместе.
  • озвучивается третья сточка, заучивается отдельно, затем произносятся три строчки стихотворения.

Игровой прием для развития памяти

Не помогает такой способ развивать память ребенка? В таком случае используйте вариант многократного повтора одной и той же фразы. Сначала декларируйте стихотворение «для себя» в присутствии ребенка. Количество повторов должно составлять 2-3 раза. Далее произносите по 2-3 строчки, читая их с выражением, передавая интонацией суть стиха.

Совет! Для того чтобы привлечь внимание ребенка, можно рассадить в круг игрушки, декламировать стихи им.

Каждая игрушка должна голосом взрослого повторять одну строчку. В зависимости от вида игрушки, меняется интонация стихотворения. Постепенно к игре подключится и сам ребенок. Мощным оружием к развитию детской памяти является многократное повторение. В процессе игровой деятельности заучивание стихотворения будет для ребенка незаметным, взрослому не придется заставлять ребенка запоминать стихи.

Для того чтобы гарантировать постепенное развитие памяти путем запоминания стихов, в день желательно разучивать не больше двух строчек. За неделю можно выучить к детскому утреннику нужное стихотворение.

Методом заучивания («системой накапливания») пользовались индусы для передачи философских учений и священных знаний от поколения к поколению. Секрет успеха скрывается в постепенном переходе от небольшой фразы к огромному тексту путем многократного повторения.

Благодаря данной методике, выученное пересматривается с другой точки зрения, меняется впечатление от усвоенной информации. При частом повторении можно развить память ребенка, добиться усвоения им одновременно до 2-3 строчек.

Внимание! Нежелательно сразу предлагать ребенку к запоминанию большой объем информации. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения информации.

Заключение

Для большинства детей в младшем школьном возрасте характерно механическое запоминание рифмованной информации. По мере развития ребенка, у него появляются сложности с заучиванием стихов и текстов.

Для устранения подобной проблемы, можно предлагать детям следующие задания:

  • делить большой текст на отдельные части;
  • составлять план;
  • выделять основные словосочетания или отдельные слова;
  • пересказывать текст, пользуясь ключевыми фразами.

Об авторе: Некрасова Светлана Марьяновна, учитель начальных классов.

Решаем вместе
Не можете записать ребенка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете как улучшить питание и занятия?
(831) 466-92-60
603137 Нижегородская обл., г.Нижний Новгород,
ул.Маршала Жукова, 7
Интернет-приемная